ҚЫДЫРБЕКҰЛЫ БАЛҒАБЕК

Загрузка ...



ҚЫДЫРБЕКҰЛЫ  БАЛҒАБЕК

Рано начал трудовую деятельность. Пройдя летом 1942 года ускоренные бухгалтерские курсы, три года работал бухгалтером колхоза. Одновременно писал заметки в районную газету. По окончании ВОВ, поступил на факультет журналистики в КазГУ им.С.М.Кирова (ныне ҚазНУ им.Аль-Фараби), который окончил с отличием (1950). За год до окончания университета был принят на должность литработника отдела социальной политики в республиканскую газету «Социалистік Қазақстан» (ныне «Егемен Қазақстан») – орган ЦК Компартии Казахстана. В течение четырех лет Б.К.написал более 500 статей, очерков о достижениях и трудовых буднях казахстанцев, о проблемах городов и сел республики. Именно в эти годы Б.К. заявил о себе как непревзойденный фельетонист и сатирик, работа в жанре фельетона приносит ему большую популярность. Материалы Б.К., в которых очень остро обличаются социальные грехи общества – ложь, зло, обман, взяточничество – читали все: от мала до велика. Общественный резонанс был настолько велик, что фельетон «Нужен сторож для жены сторожа» даже обсуждался на заседании Бюро ЦК Компартии Казахстана. После чего в штатное расписание газеты «Социалистік Қазақстан» была введена новая единица: фельетонист. Ранние фельетоны Б.К. вошли в его первый сборник фельетонов «Ешкімге айтпа» (1962).

         С 1964 года Б.К. работает зав.отделом науки и учебных заведений. Наряду с ежедневной газетной работой (подготовка материалов, корректура пр.), продолжает много писать. Как зав.отделом раз-два в месяц, он пишет строгую передовую статью газеты. За эти годы написано много очерков, которые вошли в сборники очерков  «Ораз Жандосов» (1967), «Маздаған шырақ» (1971). В рассказах, составивших сборники «Шайтанның шатағы» (1966), «Қара сандық» (1969), «Ұрының еншісі» (1972), «Ақпа құлақ» (1978), Б.К. от острой сатиры на злобу дня постепенно переходит к веселому юмору, полной тонкой иронии и искрящегося задора. Появились постоянные герои сатирических рассказов. Это вечно потрунивающий над собой Балбақ, от первого лица которого часто ведется повествование; его жена «душечка», но как понимает читатель сварливая, стервозная особа; сослуживец Маңғаз – амбициозный лгун, имеющий претензии на гениальность, но на деле оказывающийся бездарным журналистом; родственник Жұрынбай – болтун, сплетник и скряга. Идеи и образы своих сатирических рассказов Б.К. черпает повсюду вокруг себя, и легко и просто доносит до читателя. Несмотря на доступность и демократичность языка, свойственным данному литературному жанру, Б.К. никогда не выходит за рамки нормированных форм и не пользуется социальными диалектами.

         С 1969 по 1987 годы Б.К. был заместителем, Первым заместителем редактора, а затем Главным редактором газеты «Социалистік Қазақстан». Одновременно  возглавлял  Союз журналистов Қазақстана, был председателем Правления. Кроме сатирических рассказов, в этот период творчества писатель обращается к другим литературным жанрам, к поэзии. В стихотворном творчестве ощущается зрелый возраст мастера, ибо в ней совершенно отсутствует любовная лирика, свойственная юности. Основой стихов тех лет являются глубокие философские размышления и психологические переживания. Именно жанр поэзии дает возможность откровенного высказывания. Из глубины души сокровенные мысли поэта облекаются в поэтические строки. Это – мечта о независимом Казахском государстве; портреты исторических личностей, запрещенных цензурой, рассуждения об их роли и месте в национальной истории; болезненное вскрытие противоречий современной социалистической действительности. Содержание стихов не позволяло их опубликовать, издана была только поэма «Жетім бала» (1977). Поэма раскрывает мощное поэтическое дарование Б.К. Особенно впечатляет пленэрная лирика, когда читая поэтические строчки ясно ощущаешь летний зной, журчание родника, аромат трав и цветов, жужжание пчел. Б.К. мастерски облекает современную действительность в красочную романтическую форму. Массовый читатель, привыкший видеть в Б.К. только весельчака и балагура, не смог воспринять его как поэта, и поэма осталась незамеченной. 

         По-другому воспринял читатель роман «Алатау», состоящий из двух книг (1986, 1991). Обе книги, вышедшие тиражом 37 тысяч экземпляров разошлись в течении трех месяцев. Роман «Алатау» ставший главным жизненным сочинением Б.Қ, охватывает события первой половины ХХ века, а именно 1910-1950 годов. Место действия предгорья Заилийского Алатау. Перед читателем проходит жизнь главного героя романа Абака Уйсинбаева, а с ним вместе и жизнь целого поколения казахов, сложная, противоречивая, с ломкой веками установившихся традиций, сопровождавшейся болью, кровью многих тысяч людей. В романе захватывается «кончик» феодально-патриархальной жизни казахов, вскрываются причины ситуации, сложившейся накануне Октябрьской революции, выливавшиеся в многочисленные местные бунты и повстанческие движения. В исторической последовательности вереницей проносятся события гражданской войны, воистину болезненные процессы установления Советской власти, принудительные меры, предпринимаемые против кочевого образа жизни, перегибы по раскулачиванию и колхозизации населения. Страшной болью, всепроникающей горечью пронизаны страницы романа, описывающие голод 1932-1933 годов. Это – самое первое высказывание по жутким событиям тех лет, сделанных как в официальном, так и в художественном порядке. Б.К.первым нарушил табу, наложенное на освещение голодного геноцида.

          Постепенно разворачиваются картины разгула сталинских репрессий, предвоенная обстановка, тяжелая жизнь народа в глубоком тылу, послевоенная разруха, новые репрессии. Повествование романа идет от имени главного героя, поэтому не удивляет наличие множества исторических, этнологических, философско-нравственных и прочих отступлений. Главный герой романа А.Уйсинбаев, загнанный к тому времени на самый нижний уровень общественной лестницы, рассказывает о своей жизни заезжему молодому журналисту. Время повествования начало лета 1953 года. Соответственно, характеристике личностей, оценке событий, обстановки, философским суждениям свойственен глубокий  субъективизм с одной стороны, политическая тенденциозность с другой стороны. Эти два момента отношения героя к жизни, к себе, к окружающим, не столько совпадают, сколько противоречат друг другу. Именно эта противоречивость и делает героя не вычурно-вымышленным, а глубоко человечным. А.Уйсинбаев искренне верит в коммунистическое будущее. Он пройдя через все трудности, тюрьмы, ссылки, познавший конкретно на себе, не по-наслышке все «прелести инквизиторского НКВД, - так же продолжает верить и в Компартию, и в Советскую власть. Историзм произведения заключается в том, что в герое А.Уйсинбаева сконцентрировался собирательный образ того поколения, неколеблемо верующего в правоту своего дела. В том их сила, в том же заключается и их несчастье.

         Выход на пенсию по состоянию здоровья (1987) стал стимулом для дальнейшей творческой активности. Написаны серия исторических очерков, где отражены страницы истории, казахская этнофилософия, вырисованы образы исторических личностей; серия этнографических рассказов, где яркое художественное отражение находит тысячелетний казахский менталитет; ряд публицистических статей, посвященных  становлению и дальнейшему развитию Независимого Казахстана; рассказы о Великой отечественной войне и повесть о Герое Советского Союза К.Жамангараеве. Выпустил сборник последних сатирических рассказов  «Ақымақтың миы» (1993), подготовил к печати сборник очерков «Қым-қиғаш жылдар» (вышел в свет в 1998). Сборник научных статей «Түгел сөздің түбі бір» (1993) по языкознанию используется как учебное пособие.

В 1993 году Б.Қ. выпустил книгу своего выдающегося предка бека Қазыбека Тауасарұлы «Түп-тұқианнан өзіме шейін» («От истоков до моих дней»), написанную в XVIII веке. Эта книга оказалась редкой находкой для забытой, почти исчезнувшей казахской истории. Легенды и сказки стали былью, образы великих предков обрели реальные очертания. В книге много познавательного для этнологии, философии и культуры. Благодаря этой книге были выяснены многие исторические события, их географическое местоположение и конкретные даты. Издание этой книги вызвало небывалый общественный резонанс, полемика вокруг книги и его автора ( Қ.Тауасарұлы) затянулась на долгие 15 лет и погасла только после ее 2-го издания в 2008 году.

Б.К. дважды избирался депутатом Верховного Совера КазССР (1983, 1990). Являясь активным членом ономастической комиссии г.Алматы (с 1991), внес большой вклад в переименование улиц города. Награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов». Стал лауреатом премии Академии журналистики «Алтын Самұрық – 2002» (посмертно). Именем Б.Қ. названы поселок в Алматинской области и улица г.Алматы, есть журналистическая ежегодная премия.

Сам Б.К. считал своим самым выдающимся творением «Пятитомник»: 1 т. – дочь Балнур (1955), композитор; 2 т. – сын Алгатбек (1956), д.экон.наук; 3 т. – дочь Шахинур (1959), доцент консерватории; 4 т. – сын Алматбек (1960) д.тех.наук; 5 т. – сын Дулатбек (1968) д.полит.наук.



Любое использование, либо копирование материалов или подборки материалов сайта, 

элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения Правообладателя и только 

со ссылкой на источник: www.balnur-qydyrbek.com


© 2023 Владимир Лузгин